Прогнозирование качества звуковоспроизведения при выборе усилителя мощности
Прогнозирование качества звуковоспроизведения при выборе усилителя мощности Основная трудность, возникающая при выборе усилителя мощности для работы с конкретными акустическими системами, заключается в отсутствии взаимосвязей между объективными инструментальными измерениями параметров, которые обычно приводятся в паспорте, и субъективной оценкой качества звуковоспроизведения в рамках аудиоэкспертизы.Основная трудность, возникающая при выборе усилителя мощности (УМ) для работы с конкретными акустическими системами (АС), заключается в отсутствии взаимосвязей между объективными инструментальными измерениями (ИИ) параметров, которые обычно приводятся в паспорте УМ, и субъективной оценкой качества (СОК) звуковоспроизведения в рамках аудиоэкспертизы. В наибольшей степени несоответствие ИИ и СОК наблюдается в отношении нелинейных искажений (ИИ) звукового сигнала. Известные методы измерения НИ в трактах звукопередачи отличаются большим разнообразием [1, 2], однако наибольшее распространение получил метод гармоник как самый удобный для постановки экспериментов и расчетов. Меньше распространены другие подходы: измерения на основе разностного тона, взаимной модуляции и др. Для каждого Из них существуют специальные сигналы, обеспечивающие оптимальную эффективность обнаружения продуктов искажений. С другой стороны, именно это является причиной их малой информативности относительно общей оценки искажений, вносимых в звуковой тракт и значительно влияющих на СОК.Журнал "АудиоМагазин"
Кабели-между мифами и реальностью
Кабели-между мифами и реальностью Между мифами и реальностью. Чудес не бывает. Если изменяется звучание, это значит, изменился сигнал, даже если мы и не умеем это измерять. Всякому следствию есть своя причина. Вопросы гуманитарныеИсторики считают, что появление кабеля связано с изобретением в 1832 году российским ученым П.Л. Шиллингом электрического телеграфа. В ту же пору англичанин Майкл Фарадей для обозначения веществ, через которые проникает электрическое поле, ввел в обращение термин "диэлектрик" - производное от греческого dia - через и английского electric - электрический. В качестве проводника в те давние времена использовалась медь, а изолятора - дефицитная гуттаперча и пропитанная хлопчатобумажная пряжа. Медь так и осталась, а в качестве изоляционного материала в кабельной промышленности сейчас используются другие материалы. Широко применяются углеводородные полимеры (полиолефины), например - полиэтилен, соединение водорода, кислорода и углерода. Производится полиэтилен низкой плотности (высокого давления), средней плотности (среднего давления) и высокой плотности (низкого давления). Встречается так называемый "сшитый" полиэтилен, отличающийся от обычного повышенной термостойкостью (95 °C против 70 °C). В числе достоинств поливинилхлорида, соединения хлора, углерода и водорода, - широкий диапазон рабочих температур и низкая воспламеняемость. Имеется масса модификаций ПВХ: от пожаростойких до токопроводящих, которые служат в кабеле для снятия статических зарядов. Можно обнаружить в кабелях полиуретан, полипропилен, полистирол, капрон, нейлон, шелк, резину, фторопласт. Такие материалы используются для изготовления кабелей со специальными свойствами: особо тонких или эластичных, или способных работать в условиях повышенной влажности или скачках температур. Влияние кабеля на сигнал увеличивается с ростом диэлектрической проницаемости и тангенса угла потерь; лучшим изолятором в этом смысле является вакуум, его проницаемость равна единице, а потери - нулю. При выборе материала конструкторам приходится принимать во внимание и механические свойства, поэтому полипропилен и фторопласт используются довольно редко. Как и лекарства, полимеры выпускаются под разными названиями. Многие запатентованы, например, тефлон, и это вынуждает конкурентов выдумывать новые имена. Иногда под разными марками выпускают и разные материалы. Свойства полимера определяются не только его химическим составом, но и массой других параметров, поэтому производятся сотни модификаций полиэтилена или полихлорвинила. Так что при покупке обратите лучше внимание на свойства самого кабеля, а не на материалы, из которых он изготовлен. Диэлектрики определяет и такие свойства кабеля, как рабочий диапазон температур и огнестойкость, выделение и токсичность дыма, абсорбцию (поглощение) газов и жидкостей из окружающей среды. Материалы широкого применения обеспечивают нормальную работу кабеля при температуре от 0 до 80 °С, специальные - сохраняют свои свойства при охлаждении до минус 40-70 °С и при нагреве до 150-300 °С. Помните и о пожаростойкости кабеля - по нему не должен распространяться огонь, но этому требованию отвечают не все модели из имеющихся в продаже.Кабели по конструкции можно разделить на две группы: коаксиальные (от латинского со (cum) - совместно и axis - ось) и двухпроводные. И в том, и в другом случае кабель содержит два проводника, разделенные диэлектриком. А в начале кабельной эры к абоненту, в целях экономии, тащили только один провод, а в качестве обратного использовали землю, отсюда и пришли названия: "земляной", "общий" и прочие производные. За прошедшие 170 лет филологи так и не удосужились навести порядок и чистоту в терминологии: одним и тем же словом называем мы и собственно кабель (от голландского: cabel - канат, трос), и кабель с разъемами или коннекторами (слова "разъем" и "connector" не синонимы, а наоборот: разъединитель и соединитель). Что ж, будем пользоваться тем, что есть: обозначениями, которые прижились на практике. Даже если они и не вполне корректны, то понятны и привычны. Акустический кабель.Конструкция кабеля обеспечивает его прочность и надежность. Здесь: 1 – внешний защитный слой изоляции, 2 – внутренний защитный слой,3 – индивидуальная изоляция проводников, 4 – проводники Кабели по назначению в аудиотехнике можно разделить на три группы:Акустические - предназначены для доставки сигнала от усилителя к акустическим системам.Межблочные - передают аналоговый звуковой сигнал малой мощности от одного аппарата к другому.Цифровые - обеспечивают передачу сигналов в цифровом виде.В свою очередь, по особенностям использования кабели можно разделить тоже на три группы: студийные, сценические и туровые.В студии условия эксплуатации оказываются довольно комфортными: практически постоянная температура и влажность, кабель уложен в каналы или закреплен, и практически не подвергается механическим воздействиям.Кабель для сцены должен быть более прочным: на него могут наступить, поставить тяжелый аппарат или довольно сильно дернуть. Для повышения механической прочности на разрыв в кабеле имеется корд, он может быть выполнен из хлопчатобумажной ткани, синтетической нити или даже из металла. Такой кабель можно использовать для подвешивания микрофонов, специальные модели способны выдержать разрывающее усилие до тонны - можно использовать для буксировки застрявшего автомобиля или для подвешивания акустических систем.Самые жесткие требования предъявляются к кабелям, предназначенным для туровой работы. Жара, холод, дождь и снег, рывки и завязывание в морские узлы - все это не должно испортить кабель. Цена кабеля, способного выдержать столько неприятностей, в несколько раз выше, чем предназначенного для монтажа в студии - но сорванный концерт стоит все равно дороже. С точки зрения количества сигналов, которые можно предавать по кабелю, существуют также три группы: моно, стерео и многоканальные (или мультикоры). Эти названия используют и для обозначения собственно кабеля, и готовой, с разъемами, конструкции.Без мультикора не обойтись в зале, по нему сигналы со сцены подаются в пульт и возвращаются к системе звукоусиления. Удобен мультикор и в студии: прокладывать жгут из десятка раздельных кабелей гораздо труднее, и стоимость инсталляции оказывается выше. Теоретически, за счет близкого расположения проводников в мультикоре, большим оказывается взаимное проникание сигналов из канала в канал, но на практике разделение сигналов оказывается вполне достаточным. В любом случае по кабелю передается информация в виде электрического сигнала. Если сигнал проходит без потерь, то и информация передается полностью. Потери информации или изменение звучания всегда является следствием искажения сигнала, так что качество кабеля всегда можно оценить объективно и точно, но иногда это нелегко сделать.Поэзия формул.Полную информацию об эксплуатационных свойствах кабеля должен предоставить его поставщик.Простейшая линейная модель. Рис.1. Взаимодействие кабеля, источника и приемника сигнала Для описания свойств кабеля принято оперировать так называемыми погонными параметрами, то есть отнесенными к единице длины - одному метру. Погонная емкость межблочных кабелей определяется конструкцией, размерами и свойствами диэлектрика, и лежит в пределах 10...100 пФ/м, примерно такие же величины характерны и для акустических кабелей.Погонная индуктивность зависит от геометрии кабеля и тоже невелика, речь идет о микроскопических величинах: 0,1...1 мкГн/м.Омическое сопротивление проводника определятся его сечением и материалом, из которого он изготовлен. Например, метр медной проволоки сечением 1 мм2 имеет сопротивление 0,017 Ом.Рис.1. Взаимодействие кабеля, источника и приемника сигналаЧтобы оценить влияние кабеля на проходящий через него аналоговый сигнал, обратимся к схеме, показанной на рисунке 1. Условия, при которых влиянием кабеля можно пренебречь, оказываются такими:Рк < Рн,Рвых <<1/6,28 • Ск • Фв , Рн>>6,28 • Лк • Фв или Ск<1/6,28 • Рвых • Фв иЛк<< Рн/6,28 • Фв,где: Фв - верхняя граница рабочего диапазона частот, Гц; Рк - омическое сопротивление кабеля, Ом; Ск - емкость кабеля, Ф; Рвых - выходное сопротивление источника сигнала, Ом; Рн - сопротивление нагрузки, Ом.Выходное сопротивление источников сигнала лежит в широких пределах, от сотых и тысячных долей ома (мощные усилители) до нескольких килоом (динамические микрофоны), а сопротивление линейного выхода аппаратуры составляет обычно десятки-сотни Ом, хотя бывают и исключения. Штекер RCA. Выдвижная упругая обойма позволяет устранить помехи при подключении кабеля Штекер RCA.Байонетный фиксатор – гарантия надежного контакта Профессиональные разъемы оснащены кабельными фиксаторамиВзяв для примера межблочного соединения Рвых = 1 кОм, получаем: емкость кабеля должна быть существенно меньше, чем 1/6,28 • 1000 • 20000 = 8000 пФ. Для коротких кабелей (1...2 м) это условие выполняется легко. Изредка приходится использовать провода длиной более 10 метров, в этом случае нельзя забывать про емкость кабеля, она влияет на АЧХ. Гораздо чаще приходится сталкиваться с другой трудностью: каскады с низким выходным сопротивлением нормально работают, если емкость нагрузки не превышает определенного значения, например 100 или 1000 пФ. "Не любят" емкостную нагрузку высокоскоростные широкополосные операционные усилители. Для акустических проводов важным является выполнение условия Рвых+Рк << Рн. Скрупулезные немцы (если не ошибаюсь, то непосредственно в DIN45500) определили требования к соотношению сопротивлений: Рвых+Рк < Рн/20. Модуль полного сопротивления акустических систем лежит в пределах 2...20 Ом, отсюда получаем: Рк < 0,1... 0,5 Ом.В качестве акустических используют кабели сечением 2,5 и даже 10 мм2, при длине 5 м их сопротивление удовлетворяет этому требованию.Выполнить все перечисленные условия нетрудно, и вносимые кабелем искажения сигнала должны бы быть ничтожными. И совершенно непонятно, почему тогда кабель влияет на звучание, а замену кабелей легко заметить на слух ?Взаимодействие с окружающей средойВ грубой модели кабеля, учитывающей сопротивления, индуктивность и емкость, все получается просто и красиво, слишком красиво, чтобы быть правильным.Начну с того, что пока мы не учитывали взаимодействие кабеля с окружающей средой. Магнитная и электрическая составляющие внешнего поля приводят к появлению помех в передаваемом сигнале. Для защиты от электрической составляющей используют экранирование. Плотность экранирующей оплетки может быть разной, но утверждение, что кабель с 70% оплеткой гораздо хуже защищен, чем 95% кабель предтавляется мне не вполне убедительным. Через "просветы" в оплетке поле внутрь кабеля проникнет тогда, когда длина волны окажется достаточно малой - сопоставимой с размерами отверстий. Исключить появление таких помех нельзя, но и преувеличивать их роль не стоит.Чувствительность кабеля к магнитному полю удается уменьшить, свивая прямой и обратный провода, тогда наводки на соседние участки взаимно компенсируются. От электрической составляющей поля защищает экран. Лучшими свойствами обладает витая пара в экране, именно такие кабели следует использовать в студии. Дополнительный второй экран, возможно, играет в этом "спектакле" какую-то положительную роль, иначе такие провода не выпускались бы, но его звукотехнические преимущества мне неизвестны, кроме одного - возможности манипулировать с заземлением. Первый экран можно соединить с корпусом приемника сигнала, второй - с корпусом источника. Положительный эффект будет получен, если для подачи на микрофон фантомного питания использовать одну экранирующую оплетку, а вторую - в качестве экрана. Напряженность полей в больших городах довольно высокая, особенно остро стоит вопрос в помещениях, начиненных "под завязку" электронной аппаратурой, или расположенных на территории радиопередающих центров. В этом случае полезно кабельную разводку в студии поместить в экранирующий металлический короб или трубу.Кроме электрических, на сигнал в кабеле могут влиять и внешние механические воздействия. При деформации или вибрации изменяется емкость кабеля: как и в конденсаторном микрофоне, механическое воздействие преобразуется в электрический сигнал, причем эффект выражен тем ярче, чем больше напряжение между проводниками. С "микрофонным эффектом" в кабеле приходится сталкиваться и в том случае, когда вместе с сигналом по проводу подается напряжение питания. К счастью, в профессиональной технике с таким явлением приходится сталкиваться весьма редко.Внутренние процессы в кабелеНе учитывает простейшая модель и многие процессы, происходящие в самом кабеле: как в проводнике, так и в диэлектрике.Диэлектрик. Если не ... в дебри физики, то картина получается примерно такая. Под действием поля происходят изменения в материале: смещаются электроны и ионы, деформируются молекулы. Как и положено квантовым системам, реагируют они на внешнее воздействие инерционно и не вполне линейно, в чем легко убедиться даже в домашних условиях. Разрядив конденсатор, отложите его в сторонку, а спустя часок-другой вновь измерьте напряжение на выводах - только осторожно, потому что, даже разряженный, он может довольно ощутимо ударить током. Аналогичный процесс происходит и в диэлектрике кабеля, разве что масштабы поменьше: током, конечно, не ударит, но сигнал может ощутимо измениться. Токи в проводах создают магнитное поле, которое может влиять на свойства диэлектрика. Их изменения невелики, но и порог заметности тоже мал: около одной миллионной от мощности полезного сигнала - приблизительно -60 дБ. Полезный сигнал в межблочном кабеле при сопротивлении нагрузки 600 Ом имеет мощность порядка 1 мВт, то есть помеха 10-9 Вт вполне может так же повлиять на звук, как влияет на вкус бочки меда ложка дегтя, или чашки кофе - щепотка перца.Абсорбция зарядов, нелинейные эффекты поляризации диэлектрика, процессы на его поверхности могут привести к искажению сигнала, и приводят, поскольку изменяется звучание. К сожалению, пока нет общепринятой методики измерений таких искажений, поэтому с количественной оценкой придется подождать.На первый взгляд кажется, что применение в кабеле материалов с меньшей диэлектрической постоянной позволяет уменьшить искажения, но на самом деле зависимость оказывается весьма нетривиальной.Проводник. Процессы в проводнике очень сложны. Считая ток банальным движением электронов, мы настолько упрощаем и огрубляем картину, что ничего разглядеть уже не удается. Известно, например, что с ростом частоты сигнала ток вытесняется к поверхности - это скин-эффект, и его можно заметить и в звуковом диапазоне. И вообще, именно поверхность - одна из важнейших составляющих проводника. Для улучшения ее свойств используют специальные приемы, например, покрывают серебром. Но есть мнение, что электрохимический способ серебрения не дает нужного результата - лучше, если серебро впрессовано в поверхность. Трудно судить, насколько обосновано это утверждение, но одно бесспорно: поверхность - важна. И важно, чтобы ее свойства не ухудшались в процессе эксплуатации. Причиной деградации может стать, например, хлор, выделяемый полихлорвинилом и другими диэлектриками.Производители часто акцентируют наше внимание на составе меди: бескислородная, примесей меньше 0,001%, монокристаллическая структура и вообще - "аудиофильский металл, сваренный по особому рецепту". Самое неприятное в этих заявлениях то, что их практически невозможно проверить. Связывать искажения сигнала с наличием или отсутствием кислорода в меди я бы поостерегся, но одно бесспорно: медь 99,9% и 99,9999% - это, по существу, разные материалы, и вполне естественно, что кабели окажутся разными, так как очистка меди радикально изменяет ее свойства.В пятиметровом акустическом кабеле - десять метров провода (пять - "туда" и пять - "обратно"), и при сечении провода 1 мм2 получаем в результате 0,17 Ом, что гораздо меньше сопротивления головки акустической системы. Короткий кабель мог бы быть гораздо более тонким, но понятно, что ток 100 А в проводе сечением 1 мм2 приведет к неприятным последствиям. В проводах сварочного аппарата плотность тока не достигает 10 А/мм2, а если важны не только искры, но и звук, то превышать значение 1 А/мм2 не следует, то есть лимитирующим фактором выступает плотность тока в проводнике, а низкое сопротивление получается автоматически: на практике используются акустические кабели сечением 2,5 и даже 10 мм2. В межблочных кабелях сопротивление проводников менее значимо, оно начнет сказываться только тогда, когда будет соизмеримо с сопротивлением нагрузки: 600 Ом или 10 кОм. Влияние "тонких" процессов в проводнике оказывается не столь ярко выраженным. Для кабелей длиной несколько метров достаточно иметь сечение 0,2...0,5 мм2.Аналогичные требования предъявляются и к цифровым кабелям, но есть и нюансы. Для аналоговых низкочастотных сигналов, когда длина волны существенно больше длины кабеля, уменьшение сопротивления, индуктивности и емкости позволяет, в принципе, уменьшить потери и искажения. По мере повышения частоты начинают проявляться волновые эффекты, и значение индуктивности и емкости кабеля приобретают другой смысл. Отношение этих параметров определяет волновое сопротивление кабеля. Если нагрузка имеет активное сопротивление, равное волновому, то вся энергия приходящего сигнала ею поглощается, этот режим работы называют согласованным. Если же волновое сопротивление кабеля и нагрузки различаются, то часть энергии отражается, а в кабеле возникает стоячая волна. Последствия рассогласования довольно неприятны: возрастает неравномерность АЧХ, искажается форма сигнала. Волновые явления нужно учитывать, если длина кабеля соизмерима с четвертью длины волны. Например, при частоте сигнала 10 МГц длина волны в вакууме составит 30 м, то есть в кабеле длиной 5 м волновые эффекты уже проявятся.Для передачи цифровых сигналов, а именно в этом случае спектр оказывается весьма широким, достигая 10 МГц и более, используют кабели с волновым сопротивлением 50, 75 и 110 Ом. Волновое сопротивление кабеля определяется его геометрией, поэтому механическая устойчивость кабеля к внешним воздействиям выходит на первый план, и кабель обычно довольно жесткий. В таблицах с параметрами цифровых кабелей приводят погонное затухание, но в условиях реальной студии его роль невелика. Остро вопрос ослабления сигнала встает на частотах, гораздо более высоких, чем те, что используются в звуковых цифровых интерфейсах, где они не превышают 10 МГц.Проза жизниХороший кабель - целый кабельКроме электрических параметров, есть у кабеля еще и механические свойства. Понятно, что требования к кабелям, предназначенным для использования на улице, для прокладки в помещении или для подключения микрофона на сцене оказываются разными. Выпускаются кабели с расширенным диапазоном температуры, с повышенной эластичностью, и даже со специальным кордом, практически исключающим обрыв. При выборе кабеля полезно учесть эти его особенности, платить следует за то, что действительно необходимо. КонцыИ еще одно обстоятельство: разъем, без которого кабель - не кабель. В студийной технике в качестве основного выступает XLR, часто используется джек, встречается и RCA. Разъем должен обеспечить надежное электрическое соединение и механическую фиксацию. Потенциально лучшим в этом смысле является XLR. В реальной жизни все сложнее. Из чего складывается качество разъема? Начнем с контактов.Сопротивление контакта зависит от материала и площади соприкасающихся поверхностей, и усилия, с которым они прижаты друг к другу. Штекер RCA. Выдвижная упругая обойма позволяет устранить помехи при подключении кабеля Штекер RCA. Байонетный фиксатор – гарантия надежного контакта Профессиональные разъемы оснащены кабельными фиксаторамиОбратите внимание на покрытие разъема. Пятна и "разводы" свидетельствуют о дефектах поверхности. Хорошие разъемы имеют стойкое покрытие, оно вполне выдерживает 5 лет интенсивной эксплуатации. Высокой стойкостью к истиранию обладает никель, но у него есть один большой недостаток: он плохо смачивается оловянно-свинцовыми припоями, и качество пайки оказывается низким. Определить "на глаз" качество покрытия трудно, поэтому при подготовке к большому монтажу полезно сначала купить несколько разъемов на пробу. Обратите внимание и на термостойкость пластика, из которого изготовлен изолятор. Дорогие и дешевые версии разъемов различаются именно качеством покрытия токопроводящих элементов и материалом изолятора.С заботой о надежном соединении делают разъемы RCA, предназначенные для профессионального использования. Центральный контакт - разрезной, его упругость обеспечивает плотное соединение с гнездом. Цанговый фиксатор обоймы позволяет прижать контактирующие поверхности, одновременно исключается случайное выдергивание штекера из гнезда. Разрезная упругая обойма дешевле цангового фиксатора, но тоже неплоха в эксплуатации. Стоит обратить внимание на еще одну разновидность разъема RCA - с выдвижной обоймой. При включении такого штекера в гнездо сначала соединяются "общие" проводники, а потом - сигнальные, это радикально уменьшает коммутационные помехи.Соединение должно не просто работать, но работать надежно и долго. Если процесс важнее результата, то можно взять дешевенький джек в ближайшем магазине культтоваров, ток он проводит, и звук будет. Огорчает только то, что если не первое, то второе неосторожное движение приведет к обрыву. В разъемах профессионального назначения предусмотрен фиксатор кабеля: цанговый зажим или лабиринт. В свою очередь, кабели профессионального назначения имеют конструкцию, позволяющую надежно их фиксировать в разъеме: хлопчатобумажный корд хорошо фиксируется цангой разъема, он защищают кабель от обрыва даже при значительных усилиях.Легенды и мифыМне довелось участвовать в сравнении многих десятков кабелей, и совершенно определенно заявляю, что на звук они влияют. Изучая свойства кабелей и их влияние на сигнал, я пытался обнаружить помехи или искажения, уровень которых превышал бы порог слуховой заметности, или хотя бы был с ним сопоставим, и кое-что нашел. Исчерпывающего описания воздействия кабеля на сигнал предложить не могу, есть только гипотезы. Где-то ясности больше, где-то меньше...Направленность. По одному проводу кабеля ток течет туда, а по второму точно такой же - обратно. Складывается впечатление, что, поменяв местами начало и конец кабеля, мы ничего в системе не изменим. Получается, что дискуссии о направленности кабеля смысла не имеют, по крайней мере, в звуковом диапазоне частот, когда можно пренебречь волновыми эффектами. Если же приглядеться внимательно, то увидим кое-что интересное.Например, экранирующую оплетку межблочного кабеля профессионалы соединяют с корпусом только на одном конце - у приемника сигнала, вот вам и асимметрия. При переворачивании такого кабеля уровень радиочастотных наводок в сигнале может возрасти на 20, 30 и даже 50 дБ. Эти помехи сами не слышны, но влияют на работу аппаратуры, и звук изменяется. Детектирование и интермодуляция на нелинейных элементах тракта приведет к появлению "добавок" к полезному сигналу и в звуковом диапазоне частот.Взяв даже самый лучший анализатор спектра, вы едва ли обнаружите звуковые продукты воздействия радиочастотных помех на кабель, в чем я лично убедился. Помехи наводятся на кабель, а звуковую часть их спектра переносят другие узлы: входной и выходной каскады соединяемых устройств.Аналогичную картину мы увидим и в акустическом кабеле. Наведенные через кабель радиочастотные помехи влияют на работу выходного каскада усилителя и детектируются в акустической системе. Не следует рассматривать кабель в отрыве от остального оборудования студии.Рис.2. Сопротивление акустических кабелей. Схема и результаты измерений для кабелей различных типов Рис.3. Сопротивление контактов акустических кабелейСопротивление. Рис.2. Сопротивление акустических кабелей. Схема и результаты измерений для кабелей различных типов Рис.3. Сопротивление контактов акустических кабелейПодготовлено по материалам портала "www.rus.625-net.ru"
HDMI - идеальный интерфейс ?
HDMI - идеальный интерфейс ? Основатели HDMI - Hitachi, Matsushita, Philips, Silicon Image, Sony, RCA/Thomson и Toshiba - разработали стандарт, совместимый с цифровым видеостандартом DVI, с возможностью передачи звука и сигналов управления, а также, по настоянию студий Fox, Universal, Warner и Disney, систему защиты контента HDCP. За v.1.0, введенной в 2003, последовали v.1.2 и v.1.3 с различными незначительными обновлениями, касающимися синхронизации и структур передачи данных. Множество пользователей столкнулось с трудностями подключения сопровождавшими развитие HDMI. В марте 2010 года была представлена новейшая версия 1.4а, и теперь таким интерфейсом, как правило, оснащены новые Blu-ray-плееры и AV-усилители. Но позволяет ли он избавиться от всех проблем ?Миф состоит в следующем: раз по HDMI-кабелям цифровые данные передаются в виде потока нулей и единиц, то все всегда должно работать без сучка и задоринки независимо от стоимости или конструкции. На самом деле когда вы через HDMI объединяете в одну систему разные источники сигналов, кабели, принадлежности и дисплеи разных производителей, то почти наверняка столкнетесь с проблемами.Фирма DPL (www.dplrating.org) из Флориды, руководит которой Джефф Бокаччо, предлагает программу Digital Performance Level, помогающую производителям, продавцам и потребителям испытывать и оценивать HDMI-изделия. «Для успешной коммутации по HDMI нужен совершенно новый свод правил и различных технических средств, — говорит Джефф. — Мы обратили внимание на изначальное наличие у HDMI ряда проблем с надежностью, что ограничивало его использование. Было очевидно, что, хотя многие устройства прошли тест на совместимость с HDMI, характеристики большинства из них соответствовали нижним значениям шкалы. Даже весьма дорогие продукты не обязательно обеспечивали высокую производительность из-за большой ширины полосы пропускания для видео и помех, наводимых на каналы управления интерфейсом». С какими сложностями регулярно сталкивается HDMI?«Многие проблемы не имеют отношения к скорости передачи видеопотока, — утверждает Джефф. — Основная их часть связана с управляющим протоколом I2C в системе линии DDC (Display Data Channel) для EDID (функция Plug and Play) и защиты цифровых данных HDCP (High bandwidth Digital Content Protection). I2С нетороплив, но очень чувствительно реагирует на паразитные емкости в разъемах, кабелях и других электроцепях. Если емкость достигает критической точки, это приводит к срыву синхронизации сигнала, необходимого для правильной трансляции данных. У вас может быть самая скоростная широкополосная линия в мире, но без DDC вы окажетесь в безвыходном положении. Возможные проявления этого — отсутствие звука, изображения, «розовый» экран или мерцание — делают высокоскоростные линии передачи данных беспомощными».Вспышки в черных участках картинки говорят о проблемах с передачей видеоданных, в большинстве своем связанных с кабелем. Использование более коротких соединителей заметно улучшит качество. Можно также подключить к системе активные усилители HDMI. Вспышки, отсутствие звука или «розовый» экран — обычно признаки плохой линии DDC. Необходимо отключать все работающие компоненты, чтобы найти проблемный. Попробуйте заменить HDMI-кабели более короткими. Если проблемы остались, попробуйте подключиться к другим входам. Паразитная емкость может присутствовать в аппаратуре, поэтому попытайтесь использовать специальный кондиционер для линии DDC, который позволяет устранить множество проблем. Если изображение появляется, а затем исчезает, то весьма вероятно, что в одном из видеоканалов TMDS высок уровень ошибок. Бывает, что картинка отображается с разрывами строк. Возможная причина — линия DDC работает не совсем корректно, и HDCP не получает при обновлении ключ. В этом случае попробуйте заменить кабель. Если все это не помогает, установите на линию кондиционер.Еще один возможный источник сложностей с HDMI — линия +5 В, используемая для питания электронных схем DDC на дисплее, когда он выключен. Если мощность источника падает, могут возникнуть проблемы с передачей данных. Некоторые HDMI-коммутаторы, сплиттеры и кабели со светодиодной подсветкой питаются от этой линии, что приводит к появлению неприятностей.Контакт 19 HDMI, служащий для обнаружения горячего подключения, вдвое короче остальных, поэтому, если вилка HDMI слегка выходит из гнезда, он отключается в первую очередь. Помните и о том, что HDMI-кабели не любят перегибов — важна синхронизация сигналов, а перекручивание и изгибы способны ухудшать их характеристики, особенно на больших расстояниях. Качество связи по HDMI меняется при использовании разных разъемов на одном и том же аппарате. Часто из-за особенностей конструкции платы один вход HDMI в телевизоре создает помехи для другого входа.Трудности с HDMI могут возникать и при передаче ЗД-сигналов. Системы с HDMI v. 1.3 умеют работать с ЗД-видео, но ресиверы, оснащенные HDMI v.1.3, не пропускают 3D EDID-информацию на дисплей. Одно из решений этой проблемы — покупка Blu-ray-плеера с двумя выходами HDMI — одним для подключения прямо к ТВ, а другим для передачи звука на ресивер.У некоторых первых ресиверов с HDMI плата располагалась рядом с трансформатором. Джефф рассказал об одном фанате ДК, чья HDMI-система регулярно сбоила. Никто не мог распознать причину этого до тех пор, пока Джефф не заметил кота, спящего на аппарате, — тот закрывал вентилятор охлаждения, и плата HDMI в усилителе перегревалась.Итак, поймите, что проблемы с HDMI бывают не только у вас. Примите к сведению наши советы, возможно, вы сможете настроить систему так, чтобы она работала, как и было задумано конструкторами...История НДМИОснователи HDMI - Hitachi, Matsushita, Philips, Silicon Image, Sony, RCA/Thomson и Toshiba - разработали стандарт, совместимый с цифровым видеостандартом DVI, с возможностью передачи звука и сигналов управления, а также, по настоянию студий Fox, Universal, Warner и Disney, систему защиты контента HDCP. За v.1.0, введенной в 2003, последовали v.1.2 и v.1.3 с различными незначительными обновлениями, касающимися синхронизации и структур передачи данных. Теперь агентство HDMI Licensing опубликовало версию 1.4. Среди основных дополнений - двунаправленный обмен данными, позволяющий подключаться к локальным сетям с Ethernet-устройствами, и реверсивная передача аудио. Благодаря применению канала HDMI Ethernet (НЕС) между совместимыми устройствами поддерживается передача данных на скоростях до 100 Мбит/с - так, например, телевизор, подключенный к широкополосной сети, может использовать порт HDMI с поддержкой НЕС для организации совместного интернет-соединения с другим устройством с НЕС. Реверсивный звуковой канал (ARC) позволяет передавать звук от телевизора на ресивер по одному общему кабелю. Среди других нововведении - автоматическое улучшение контента (АСЕ), поддерживающее будущие стандарты 30-видео вплоть до двух потоков 1080р; совместимость с разрешением до 4096x2160 пикселей при 30 Гц; расширенная поддержка цветовых пространств, таких как Adobe RGB и AdobeYCC601, для цифровых фотокамер; функция распознавания контента, которая может автоматически оптимизировать параметры ТВ-картинки исходя из типа материала. Также появился разъем Micro HDMI с 19 контактами, вдвое меньший по размеру, чем стандартная HDMI-вилка, предназначенный для портативных устройств с поддержкой разрешения до 1080р. Совместимые с HDMI v.1.4 кабели уже имеются в продаже, однако комитет по лицензированию HDMI, запутывая ситуацию еще больше, запретил владельцам лицензий указывать версию HDMI на упаковке или в рекламе кабелей. Новые требования для этикеток ссылаются на пять типов кабелей с различными возможностями и техническими характеристиками: Standard, Standard with Ethernet, Standard Automotive, High Speed, High Speed with Ethernet. * TMDS (Transition Minimized Differential Signaling, дифференциальная передача сигналов с минимизацией перепадов уровней) - три канала, передающие потоки видео и дополнительных данных с пропускной способностью до 3,4 Гбит/с на канал. ** СЕС (Consumer Electronics Control) -двунаправленная последовательная шина, использующая протокол промышленного стандарта АВ.Линк для удаленного управления электронными устройствами. *** НЕС (HDMI Ethernet Channel) - отдельный двунаправленный канал для передачи сетевых данных, поддерживающий скорости до 100 Мбит/с и пригодный для использования его IP-приложениями. Возникает вопрос: если некоторые HDMI-продукты лучше других, то почему просто не протестировать их и не опубликовать результаты? Однако это легче сказать, чем сделать: нужное для цифрового анализа оборудование стоит около $ 250 000 - сумма достаточная, чтобы озадачить даже самого серьезного производителя. Потери цифрового сигнала измеряются с использованием анализа тактовых переходов, обычно отображаемого в виде «глазковой диаграммы». На ней выводится график цифровых сигналов при изменении уровня от 0 до 1. Если форма «глаза» получается резкая и чистая, то сигнал будет четко зафиксирован. Проблемы с синхронизацией и помехами проявляются в виде размывания «глаза». Чем больше смазывание, тем хуже качество сигнала. В некоторые телевизоры встраиваются электронные схемы коррекции ряда ошибок. Если проблемы оказываются серьезными, на экране возникает шум, напоминающий аналоговый «снег», наблюдаются сбои в синхронизации звука и изображения вплоть до полного пропадания сигнала. В отличие от аналогового сигнала, который доходит даже в сильно искаженном виде, здесь после определенного момента - когда протоколы HDCP, отвечающие за установление связи, перестают работать - цифровые сигналы просто исчезают, а дисплей отключается. HDCP должен обновляться каждые две секунды, поэтому нарушить его работу достаточно легко.На рис. А показана «глазковая диаграмма» цифрового сигнала. Симметричное и чистое пространство между сигналом и маской в форме глаза (синий шестиугольник) говорит о том, что это сигнал хорошего качества с большим расстоянием до границ маски. Прикосновение к маске («грязный поцелуй») - проявление немногочисленных ошибок, вызывающих случайные вспышки на экране. На рис. В показано уменьшение расстояния до переднего фронта сигнала, приводящее к ухудшению его качества в источнике или кабеле. На рис. С сигнал ухудшился настолько, что стал непригодным.Подготовлено по материалам журнала "DVD Эксперт"
Компендиум, или краткое руководство по High End-аудио. Акустические системы
Компендиум, или краткое руководство по High End-аудио. Акустические системыЗнаете ли вы, какая часть электродинамического излучателя самая дорогая ? Нет, не золотая катушка и не диффузор из японской бумаги, а магнит.СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮИзложенная в предыдущей части задача магнитной цепи — создать высоколинейное и мощное магнитное поле в воздушном зазоре, в котором перемещается звуковая катушка, — возложена не только на магнит, а на весь магнитопровод: магнит (магнитомягкий материал), задний и передний фланцы плюс керн (магнитотвердые материалы). Да что там, геометрия воздушного зазора и воздух в нем могут как помочь, так и навредить, причем в такой степени, что никакой магнит не исправит положения. Ведь вместо воздуха в зазоре может быть специальная магнитопроводящая среда, например ферромагнитная жидкость. Но об этом позже.ЧТО ОБЩЕГО У АНГЛИЧАНИНА ДЖИЛБЕРТА, ДАТЧАНИНА ЭРСТЕДА, ФРАНЦУЗА АМПЕРА И ХОЛОДИЛЬНИКА ?Магнит — это вещь, природа которой понятна всем. Для звукотехники вроде все предельно просто: нужен магнит помощнее. Так оно и есть, но при этом в мощном излучателе, например низкочастотном, магнитная цепь нагревается. По звуковой катушке течет ток, и вследствие ее сопротивления выделяется тепло.А теперь вспомните про паспортную мощность НЧ-динамика. 100 Вт ? Пожалуйста! 200 Вт — тоже не редкость. При большом сигнале катушка такого динамика может разогреваться до 200 градусов, а его магнит - до 100 градусов. Не без помощи постоянной Стефана-Больцмана, конечно.Нагрев звуковой катушки вызывает такое неприятное явление, как компрессия, когда за счет роста сопротивления при нагреве начинает снижаться чувствительность и ухудшаются другие электроакустические параметры излучателя.Подобная деградация особо характерна для медного провода звуковой катушки, будь он чистотой 99% или 99,9999%. Нагрев же магнита чреват потерей его намагниченности. Причем в отличие от случая со звуковой катушкой тут тепловые последствия будут необратимыми и заметными на слух даже в условиях домашнего, а не концертного применения.Исторически первым шагом в погоне за мощностью магнитного поля в излучателе стал электромагнит, то есть дополнительная обмотка вокруг керна, на которую подавался постоянный ток и которая повышала напряженность магнитного поля в зазоре магнитной цепи. В 30-е годы из сплава железа, алюминия, никеля и кобальта под названием альнико научились отливать удобной формы магниты, отлично подходившие для тогдашних динамиков, которые, напомню, использовались с ламповыми усилителями небольшой мощности и, соответственно, должны были иметь высочайшую чувствительность; к мощности особых требований не предъявлялось. Иными словами, в них были немыслимы температуры нагрева выше 50°. С появлением более мощных усилителей выяснилось, что альнико после нескольких циклов нагрева теряет намагниченность, к тому же из-за политической ситуации в бассейне реки Конго в конце 1970-х кобальт стал роскошью (за год его цена поднялась на 2000%), и магниты снова стали электромагнитными... Нет, не так, конечно. К счастью, с 1950-х годов стал использоваться порошок феррита бария (или стронция), который можно добавить в железный порошок (магнетит и другие оксиды железа), а затем запечь и отформовать. Получится дешевый и удобный ферритовый магнит. Он хорош всем: выносит нагрев и при старении сохраняет без ухудшения свои характеристики, кроме одной: его магнитная энергия оставляет желать лучшего, особенно если учесть, что в условиях реальной жизни электроакустического преобразователя лишняя масса никогда не приветствуется. Еще феррит не любит мороз, но для сферы High End это малосущественно...В 1960-х годах в авангарде исследователей, искавших альтернативу альнико, долгое время оставался американский ученый Карл Стрнат, который придумал самарие-во-кобальтовые сплавы, но с возникновением дефицита кобальта его идеи устарели. В 1983 году General Motors, Sumitomo Corporation и Китайская академия наук вроде бы независимо друг от друга создали соединение неодим-железо-бор. Мощные редкоземельные магниты, имея крошечные размеры и колоссальную магнитную индукцию, заняли с тех пор трон наиболее эффективного материала для магнита излучателей. Делают их двумя способами: порошок из смеси металлов либо запекается в специальной печи под давлением (и при температуре 1200 градусов), либо впрыскивается в расплавленный полимер и затем формуется. Неодимовые магниты подвержены коррозии, но это преодолимо. Они не любят нагрев даже больше, чем альнико. Но главная их проблема — цена, стремительно скакнувшая вверх с 2009 года. Дело в том, ч то 95% редкоземельных металлов добывается в Китае, а поскольку тамошней автомобильной промышленности они тоже нужны, то страна ввела квоты на экспорт. За 2011 год неодим подорожал к 5 раз. Сплав самария и кобальта прекрасно выдерживает перегрев, но он еще дороже. Так что редкоземельные магниты чаще всего встречаются в ВЧ-динамиках, а остальные по-прежнему верны ферритам.Кстати, магниты поставляются на заводы по производству громкоговорителей ненамагниченными — иначе их было бы трудно перевозить.И еще: магнитная полоса на кредитной карте сделана из феррита бария.Наконец, знаете ли вы, какая часть электродинамического излучателя самая дорогая ? Нет, не золотая катушка и не диффузор из японской бумаги, а магнит. ПРИКЛАДНАЯ ГЕОМЕТРИЯПерейдем к более скучному, но не менее важному предмету. Что делает магнитная цепь в излучателе, мы обсудили в предыдущей части руководства: она концентрирует магнитное поле в воздушном зазоре, в котором движется звуковая катушка.Расположить магнит в магнитной цепи можно двумя основными способами, и в этих случаях он носит названия магнит кольцевой или керновый.Поскольку в звуковой катушке течет переменный ток звуковой частоты, она будет двигаться в магнитном поле в воздушном зазоре в двух направлениях: вверх и вниз. И при движении вверх, и при движении вниз собственное электромагнитное поле катушки должно сталкиваться с симметричным постоянным магнитным полем. Если напряженность поля будет гулять, то искажения звукового сигнала, рождаемого нашим электроакустическим преобразователем, неизбежны. Распределение эквипотенциальных линий магнитного потока вокруг зазора (по материалам расчетного ПО FEMM 4.2) Казалось бы, в небольшом по длине воздушном зазоре совсем нетрудно обеспечить равномерное магнитное поле.Так и было бы, если бы магнитное поле хотело в этом зазоре оставаться. Ан нет — оно не хочет и из-за разброса магнитной проницаемости керна, воздуха и нижнего фланца норовит разбежаться по сторонам.Для начала можно, например, изменить края керна у зазора, сделать их фигурными: с выемкой или выступом. Тогда магнитный поток стабилизируется и лучше сконцентрируется в зазоре. Это замечательно, но такое решение предъявляет более жесткие требования к качеству станочных работ и пресса, вбивающего керн в задний фланец.Чем уже зазор, тем больше полезный магнитный поток в витках катушки, но и здесь очевидны ограничения: если катушка начнет скрести по керну или переднему фланцу, о качестве звука можно забыть.ДЛИНА ХОДА.Осталось, наконец, привлечь к делу звуковую катушку. Пока как некую теоретическую концепцию, без технологий и материалов. В НЧ-излучателе катушка должна двигать диффузор не с таким уж малым смещением — иначе не получить нужное звуковое давление на самых низких частотах. Чтобы сбалансировать равномерность и мощность магнитного потока при минимуме нелинейных искажений и максимуме отдачи, конструкторам динамиков приходится думать над соотношением высоты намотки катушки и высоты зазора. Есть два полярных способа выбрать это соотношение.Намного шире распространен случай, когда высота катушки больше высоты зазора, поскольку сила поля (зависящая от произведения магнитной индукции в зазоре на длину катушки) будет явно больше, как и максимальное смещение катушки. Главное, чтобы при смещении число витков в зазоре оставалось таким же, как и в положении покоя, и тогда линейность преобразования сохраняется на должном уровне. Случай, когда высота катушки меньше высоты зазора, дает более высокую линейность, но лишь в узком диапазоне смещений. Масса звуковой катушки меньше, но поскольку произведение магнитной индукции в зазоре на длину катушки меньше, то меньше и чувствительность. Поэтому системы, у которых высота катушки меньше высоты зазора, встречаются редко.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ общем заключительные выводы сводятся к тому, что однозначный вердикт тем или иным материалам, используемым в High End-динамиках, вынести нельзя, не углубившись в функции и особенности реализации (в том числе и в производстве) конструктивных узлов, в которых эти материалы применяются. В следующей части мы подробнее рассмотрим вопрос о материалах диффузоров и других элементов подвижной системы, а также поговорим о средне- и высокочастотных динамиках, которые пока остаются за пределами нашего с вами компендиума. Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин"
Инструментарий виниловода. Часть 1
Инструментарий виниловода. Часть 1 Все или почти все представленные в тесте аксессуары, или инструменты, или даже приборы мы собрали по принципу "категорий", то есть взяли по нескольку наиболее очвидных и доступных предметов в каждой сфере применения, которые бы наиболее наглядно продемонстрировали свой функционал и помогли новичку разобраться, а нужна ли ему вообще такая штука, или нет.Этот обзорный тест (или даже не совсем тест, а обобщенный обзор) посвящен всему тому, что может пригодиться владельцу проигрывателя винила и коллекции пластинок. Сейчас подобных вещей выпускается очень много, даже если попытаться охватить все, что доступно у нас в стране, — задача видится нереальной. А если к этому добавить то, что можно приобрести на Ebay или еще где-то в других странах, и не только современные экземпляры (тут можно вспомнить и всевозможные щетки на батарейках, и вакуумные стабилизаторы для пластинок, и многое-многое другое), то можно насчитать сотни и сотни наименований. Мы решили разобраться с основными представителями основных категорий этих продуктов.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ.Все или почти все представленные в тесте аксессуары, или инструменты, или даже приборы мы собрали по принципу "категорий", то есть взяли по нескольку наиболее очвидных и доступных предметов в каждой сфере применения, которые бы наиболее наглядно продемонстрировали свой функционал и помогли новичку разобраться, а нужна ли ему вообще такая штука, или нет.Чистим пыль.Наверное, самая первая вещь, которую человек покупает после проигрывателя и своей первой пластинки, — ето щеточка для текущей чистки от пыли. Казалось бы, такая простая вещь, но выпускается их огромное количество, разных конструкций, «сортов» и расцветок. Также можно заметить еще одну современную тенденцию — нередко под разными названиями и даже по разной цене можно найти совершенно идентичные экземпляры, явно выпущенные на одном заводе, отличающиеся только упаковкой и логотипом. В таком случае можно смело покупать самый дешевый вариант, разницы не будет никакой. В остальных случаях надо немножко разобраться, что для чего лучше подходит и чем удобнее пользоваться. Самая простая щетка — это или закрепленная на какой-то основе бархотка или просто щетка со щетиной. Вариант просто карбоновой щетины удобен, легок в использовании, но подходит только для сметания пылинок с очень чистой пластинки. Еще такая щетка немного снимает статику, но и не более. Бархотки могут быть разными, разной формы, размера, из разных материалов. Такие щетки немного лучше снимают пыль, но пользоваться ими не так удобно, особенно если речь о современных проигрывателях, конструкция которых не предполагает использование какого-либо мата. Пластинка будет просто проскальзывать по диску, а чтобы ее зафиксировать, нужен будет прижим. Хотя тут многое зависит и от сноровки, от правильно выбранной силы. Еще бывают конструкции, сочетающие и бархотку, и карбоновую щетину. По мне, так это наиболее удобный вариант, наиболее практичный. И кстати, когда щетка немного поистреплется — не обязательно ее сразу заменять. Я у себя Держу две — одну для чистых пластинок, другую — для только что полученных и еще не помытых, если они таковой процедуры требуют, а разок послушать хочется поскорее. Еще можно использовать и что-то не совсем подходящее, например, большие макияжные кисти — к виниловой теме они не имеют никакого отношения, но на практике могут быть очень полезны. Если не для чистки пластинок, то для чистки от пыли самого проигрывателя, тонармов. 01. Набор Thorens Cleaning Set — 4500 Р. Средства для сухой и влажной чистки пластинок и для чистки иглы. Такой набор, может, и приятно получить в подарок, но для себя проще набрать только нужное. 02. Щетки Tonar — 750-1600 Р. Та, что слева, весьма бесполезна, только пару пылинок снять. Разницу между двумя другими понять сложно, но пользы от такой конструкции больше. 03. Dynavox, Tonar, Nagaoka — 800-900 Р. Та, что поменьше — удобнее, большие просто могут остановить пластинку.Также бывают щетки для влажной чистки или целые наборы, содержащие несколько приспособлений, Жидкости для чистки пластинок и иголки звукоснимателя. Но по опыту влажная, чистка — это полумера, которой далеко до того, что дает мойка, а мороки от этого процесса много. При определенной неловкости можно яблоко пластинки или технику залить или просто размазать грязь по пластинке. Набор в красивой коробочке, вполне возможно, приятно получить в подарок, но если выбирать для себя — удобнее искать все по отдельности. 01, 02. Ролик Nagaoka с ручкой и сменный ролик. Не самая дешевая, но удобная вещь. 03, 04. Тонармоподобные щеточки — конструкция древняя, но мне эти вещи никогда не нравились... Тем более за 1800 Р (Tonar). В исполнении Audio-Technika эта конструкция смотрелась изящнее и качественнее. 05. Экзотическая конструкция со щеточкой для крепления к шеллу тонарма. 800 Р. Вот этим я точно пользоваться не стал бы.Пыль, статика, чистка иглы.В природе существуют и более хитроумные приспособления для борьбы, с пылью и статикой, правда, не все из них полезны и удобны. Есть ролики для чистки винила. Принцип действия весьма похож на то, как работают ролики для чистки одежды. Мягкая, липкая поверхность ролика, однако же не оставляющая следов на пластинке. Удобно? Вполне. Особенно учитывая то, что ролик можно ополаскивать водой, а при необходимости и заменить. Хотя стоит все это уже значительно дороже, а если в наличии есть машинка для мойки пластинок, то в обычной жизни хватит и щетки. Есть конструкции, напоминающие тонарм, с поворотным узлом, противовесом и кисточкой на конце. Все это нужно только закрепить на корпусе проигрывателя, кисточка сама, подобно иголке, будет двигаться по пластинке, а в комплекте есть даже провод для подключения к заземляющей клемме для отвода статики. Бывали подобные конструкции и с маленьким роликом вместо кисточки и даже конструкции, крепящиеся на шелл тонарма (тут можно вспомнить головки Stanton с кисточкой). Но вот насколько все это удобно и эстетично — каждый пусть решает сам. Тонармоподобные конструкции мне никогда не нравились, а крепить что-то на шелл проигрывателя, меняя в том числе и механические свойства тонарма, — сомнительный вариант. Я все же за то, чтобы просто содержать пластинки в хорошем состоянии и чистоте, а для текущей чистки пользоваться щеткой или роликом. Со статикой очень хорошо поможет побороться что-то типа «пистолетика» Milty Zerostat — вещь не вечная, но вполне работающая. Впрочем, если со статикой все совсем плохо, стоит озаботиться, к примеру, сменой напольного покрытия в комнате. Чистка иглы — отдельный важный вопрос, но и тут есть из чего выбрать. Выпускаются просто карбоновые щеточки с жесткой и очень короткой щетиной, бывают микроскопические кисточки разных форм, бывают чистящие средства или вещи типа Milty Zerodust — подушечки из очень липкого силикона, на который просто опускается игла, и вся грязь налипает на силикон. Здесь стоит помнить несколько моментов. Некоторые головки не допускают чистку какими-либо жидкостями, кроме родных (например Lyra) — иначе можно и без иглы остаться. Еще момент: если пользоваться кисточкой — надо строго соблюдать направление движений, — только сзади-вперед, не наоборот и тем более не сбоку. Иначе можно повредить головку. 01. Milty Zerostat — 4000 P. Весьма удобная вещь, когда статика — постоянная проблема. 02. Onzow Zerodust Stylus Tip Cleaner — 2000 P по сути, силиконовая липкая подушечка в коробочке. Иглу чистит хорошо, весьма долговечна. Только надо научиться попадать иглой в подушечку... 03. Щеточка для чистки иглы. 700-1000 Р в зависимости от производителя. Удобная и почти вечная вещь, только опять же требующая аккуратности.Выравниваем.Уровень — это уже скорее инструмент, но инструмент совершенно необходимый для того, чтобы правильно установить проигрыватель. В моем понимании, идеальный вариант — это когда и проигрыватель, и полка, на которой он устанавливается, имеют возможность регулировки. Что сказать, люблю я точность и большее количество степеней свободы. Да и конструкция подшипника многих проигрывателей обязывает к точной регулировке. Допустим, техника позволяет настройку по уровню. И хорошо, когда уровень, пусть и простой, идет в комплекте с проигрывателем. Но если нет — нужно что-то приобретать дополнительно. Конструкции есть самые разные, но в их, основе жидкостный уровень с пузырьком воздуха внутри, разница только в конкретной реализации и в удобстве. Есть уровни, позволяющие регулировку только в одной плоскости, есть круглые или крестовые, позволяющие настраивать все и сразу. Самые удобные — круглые уровни, желательно большого размера и с нанесенной разметкой. Есть еще модели, устанавливающиеся непосредственно на шпиндель проигрывателя, — это не обязательно, но смысл в такой конструкции есть. А вот крепить уровни к корпусу проигрывателя мне кажется излишним. Даже если вы обладатель деревянного дома или квартиры в старом доме с деревянными перекрытиями, подстройку не нужно делать каждый день, а только несколько раз в год, и достать уровень, и поставить его на проигрыватель — не проблема. Отдельно можно сказать о миниатюрных уровнях, предназначенных для крепления к шеллу тонарма. Такие тоже выпускаются, но практической пользы от них меньше, чем вреда. Кстати, еще об уровнях. Далеко не обязательно пользоваться именно тем, что предлагают в качестве виниловых аксессуаров — конечно, строительный уровень не подойдет, а вот профессиональный инженерный — вполне, сам таким пользуюсь. Правда, и стоит такая штучка намного дороже всего того, что мы нашли на витринах магазина аудиотехники. 01. Уровень Millenium — 1800 Р — удобно, ухватисто. 02. Похожий уровень Project — 1200 Р. Почти то же самое. 03. Ortofon Bubble Level — 1700 Р. Удобный, точный, подходит для всех целей. 04. Ortofon Libelle — 350 P. Конструкция проще и дешевле, но работает. 05. Millennium Audio M-Cross — 1800 Р. Вопрос — а зачем?Мелочи жизни.О них тоже нельзя забывать. Правда, в эту категорию попадают очень и очень разные вещи, вот что удалось найти — пару адаптеров для синглов-сорокапяток и автоматический лифт тонарма. На самом деле в эту категорию можно внести десятки всевозможных вещей, вопрос только в том, а насколько все это нужно. С адаптерами для сорокапяток все более-менее понятно, если они есть в фонотеке, то адаптер пригодится. А автоматический лифт? Это не первая и не единственная модель, к тому же сделанная не очень качественно. Сила пружины излишне велика, демпфера нет, регулировка по высоте крайне посредственная. Что-то подобное раньше выпускала Audio-Technika, но там реализация была на порядок лучше. 01.Механический лифт-автомат. Сделан так себе, особенно регулировка по высоте. Да и вообще, не надо спать, слушая винил — для этого есть цифра. 02,03. Адаптеры для синглов-сорокапяток. От 800 Р и далее. Часто они вообще идут в комплекте с проигрывателем, но, если синглов в коллекции много — можно и прикупить себе что-то такое красивое металлическое. На звук оно никак не повлияет.Взвешиваем.Весы — совершенно необходимый инструмент. Конечно, если у противовеса тонарма есть шкала, то можно попробовать обойтись и без весов, но все-таки это не лучший вариант. А если шкалы нет, то весы необходимы. И всякие указания про половину или четверть, или полный оборот противовеса — это очень грубо. Встречаются, и не редко, модели головок, которые совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1 -0,2 грамма. И рекомендованные производителем цифры или диапазон — это все весьма условно. А если хочется добиться хорошего результата, то условностей быть не должно. Весов выпускается также немало, но у большинства из них есть те или иные недостатки. Что нам нужно от специализированных весов для настройки проигрывателя? Точность — конечно же. Возможность калибровки и калибровочная гирька в комплекте? Очень желательно. Еще для удобства нужна площадка, на которую можно опустить иглу, при том площадка желательно с покрытием, защищающим алмаз иголки, и к тому же не сильно выдающаяся над поверхностью — чтобы можно было подвести тонарм и использовать лифт, а не ставить иглу вручную. Кроме того, весьма полезно, когда на весах можно измерять величины не только до 5 граммов (этого хватит для большинства головок), но и, к примеру, взвесить шелл, проводки, крепежные винтики, да даже саму головку. Если сравнивать весы механические и электронные, то электронные, несомненно, удобны, а механические — это, по моему мнению, то, что должно прилагаться бесплатно к любому проигрывателю, но тратить на них деньги я смысла не вижу. Электронные Becki — штука, конечно, менее надежная, требующая аккуратного обращения, но тут уж ничего не поделать, везде и во всем можно найти какие-то издержки. Если же наиболее удобными оказались весы, подходящие только для настройки иглы, а на практике надо еще много чего взвешивать, то полезно приобрести недорогие весы, рассчитанные на ювелирное или лабораторное использование, не самые-самые (это весьма дорого), но качественные и удобные. 01. Clearaudio Weight Watcher — 10 500 P. Все-таки очень дорого. 02. AudioToys Arm Load Meter — 2900 P. Такие весы бывают с разными названиями, но на нынешний момент это одна из наиболее удачных моделей. 03. Механические весы Thorens Stylus Gauge — 700 Р. По идее это тот минимум, который каждый производитель проигрывателей должен класть в комплект. 04. Shure SFG-2 - 1500 Р. Фетиш. Не более. Промежуточные выводы.Изучив, осмотрев и ощупав все эти полезные предметы, можно подводить промежуточные итоги. При всем богатстве выбора каких-то «сверх-сверх» аксессуаров хай-эндного класса почти не нашлось, хотя кое-что и стоило как две трети бюджетного проигрывателя. Все примерно среднестатистически лучше-хуже, скорее надо для себя решить, что же на самом деле нужно и чем будет удобнее пользоваться. Ведь если выбрать из каждой группы по одной вещице — в сумме все это уже будет чего-то да стоить. Более того, неправильно выбранная щетка — это еще не беда, а вот чем-то другим можно и с настройками ошибиться или головку повредить — тут уже нужно к выбору отнестись намного внимательнее. По большому счету, посоветую одно, это часто относится к новичкам — не набирать много всякого-разного без необходимости. Процесс может увлечь, но далеко не все, из того что продают в магазинах, вам действительно понадобится.ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...Этот обзор обязательно будет иметь продолжение, так как нужно еще разобраться с настроечными шаблонами, клэмпами, матами и прочими полезными в хозяйстве вещами, речь о которых пойдет в наших грядущих публикациях.Автор: Виктор Горбатов. Журнал "Stereo & Video"
Распродажа Onkyo TX-NR636/образец из демозала
Распродажа Onkyo TX-NR636/образец из демозала160 Вт / канал (6 Ω , 1 кГц , 1% THD , 1 канал Driven, IEC ) ; 175 Вт / канал (6 Ω , 1 кГц,приводной 1 канал,JEITA)WRAT (Wide Range Amplifier Technology)H.C.P.S. ( High Current Power Supply ) Выходные каскады на дискретных элементахСхема оптимальной регулировки громкостиPLL ( Phase Locked Loop ) очистка джиттера для S / PDIF аудио Поддержка HDMI для 4K/60 Гц, 3D, Audio Return Channel, DeepColor , XVCOLOR , LipSync, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio , DVD-Audio, Super Audio CD, Многоканальный PCM, и ЦИКDolby TrueHD и DTS-HD Master Audio декодированиеTI Burr-Brown 192 кГц/24-бит ЦАП ( 8 каналов х 1 )Скачать инструкцию по эксплуатации (Technical Manual ) Onkyo TX-NR636 • Аудио-видео-салон Hi-Fi домашнего кино и стерео : выбор комплекта HI-FI аппаратуры домашних кинотеатров
3D AV-ресивер домашнего кинотеатра Anthem MRX 310
3D AV-ресивер домашнего кинотеатра Anthem MRX 310Макс. мощность при нагрузке 8 ом,20 Гц -20 кГц 0,1 % THD :80 Вт (2 канала), 60 Вт (5 канала)5 входов HDMI ,4K масштабирование,HDMI обратного аудиоканалДо 20 конфигурации вводаОбновление программного обеспечения через USB - накопительПульт дистанционного Управления Приложения для Apple, и АндроидКроссовер теперь регулируется с шагом в 10 Гц
Onkyo TX-NR737 7.2-канальный AV-ресивер
Onkyo TX-NR737 7.2-канальный AV-ресивер Сертификация THX Select2 РиусПоддержка стандарта HDCP 2.2 , Wi-Fi и БиуетоотхПрямая потоковая передача со смартфонов и планшетовПриложение для дистанционного управления со смартфона или планшета170 Вт / канал (6 Ω , 1 кГц , 1% THD , 1 приводной канал , IEC )WRAT ( Wide Range Amplifier Technology), H.C.P.S. ( High Current Power Supply ) Выходные каскады на дискретных элементахРЛЛ ( Phase Locked Loop ) джиттера чистка Circuit Technology для S / PDIF аудио
Onkyo представляет новое поколение AV-ресиверов среднего класса
Onkyo представляет новое поколение AV-ресиверов среднего классаГрёбенцелль, 17 апреля 2014. Новый уровень стандарта качества установлен новыми поступлениями от Onkyo с сертификацией THX: AV-ресиверами TX-NR737 и TX-NR838. Так, модели могут похвастать и поддержкой видео с параметрами 4K / 60 Гц, и совместимостью со стандартом HDCP 2.2, и возможностью беспроводной передачи аудиоданных высокого разрешения.Японские специалисты по разработке Hi-Fi-техники и домашних кинотеатров при разработке новых моделей особое внимание уделили следующим пунктам: обеспечение отличное звучание как при многоканальном воспроизведении, так и в стереорежиме, наличие разъемов HDMI для сверхчеткого видео Ultra HD с частотой 60 кадров в секунду и разработка максимально простого управления. TX-NR737 и TX-NR838Выдающееся качество звука.Для получения сертификации THX Select2 Plus ресиверам TX-NR737 и TX-NR838 пришлось пройти более 2 000 лабораторных тестов, где были проанализированы практически все аспекты, влияющие на качество звучания. Зато теперь любой обладатель AV-ресивера с THX-сертификацией может гордиться плотной звуковой атмосферой, пропитанной энергией, совсем как в настоящем кинотеатре. Новая концепция «Донести эмоцию» раскрывает философию нового продукта: непревзойденное качество звука обеспечивается передовыми технологиями, которые базируются на фундаментальном, многолетнем опыте разработки и изготовления аудиосистем. Особую роль при этом играет поддержка высоких токов, величина которых определяет качество управления акустическими системами. Благодаря им становится возможным точное и динамичное воспроизведение музыки, с легкостью компенсируются колебания импеданса и воспроизводятся быстрые динамические перепады, характерные для звукового сопровождения фильмов. Помимо этого, качество объемного, глубокого и детализованного звука обеспечивается двумя цифровыми сигнальными процессорами (DSP) и цифро-аналоговым преобразователем 192 кГц / 24 бит от Burr Brown. Оба ресивера, и TX-NR838, и TX-NR737, оснащены фирменной технологией, позволяющей расширить диапазон усилителя – Wide Range Amplifier Technologie (WRAT). В них установлены конденсаторы на 15 000 мкФ, изготовленные на заказ трансформаторы большой мощности, и медные электрошины с малым импедансом. Усилитель построен с применением трехкаскадной инвертированной схемы Дарлингтона на дискретных элементах и имеет малый импеданс. Транзисторы усилителя рассчитаны на высокие токи, подаваемые напрямую с минимальной опасностью возникновения искажений. Технология WRAT основывается на научных разработках 60-х годов, и сохраняет живость и своеобразный характер оригинальной записи. Еще одна общая черта двух новинок: обе модели оборудованы системой калибровки объемного звука AccuEQ. При настройке на передних левом и правом каналах изменения не производятся, при этом полностью реализуются индивидуальные аудиохарактеристики высококачественной центральной акустической системы. Остальные каналы быстро и просто оптимизируются системой AccuEQ, благодаря чему достигается гармоничное объемное звучание. Встроенный DSP Advanced Music Optimizer значительно улучшает качество передаваемых через Bluetooth аудиофайлов в сжатых форматах, что позволяет страстным любителям музыки даже в этой ситуации насладиться точным, полноценным двухканальным звучанием.Аналоговый режим для пластинок и SACD.Особенностью ресивера TX-NR838 стало наличие специального режима Pure Direct Analog для воспроизведения аналогового звука. Пре его активации происходит физическое отключение всех цифровых схем внутри устройства, что минимизирует электропомехи при воспроизведении (например, шум от цифровых схем). В этом режиме сигналы с Phono-входа или с аналоговых аудиовходов поступают прямо на усилитель и подаются на фронтальные акустические системы в неизмененном аналоговом виде. Этот режим позволяет существенно улучшить качество аудио, и насладиться неповторимым звучанием виниловой пластинки, не измененным никакими обработками. Благодаря режиму Pure Direct Analog модель TX-NR838 может использоваться в качестве аналогового усилителя для таких высококачественных источников, как виниловые проигрыватели, проигрыватели SACD и Blu-ray. Видео 4K/60 Гци стандарт HDCP 2.2.На обоих ресиверах имеется по семь HDMI-входов (шесть на задней и один, с MHL, на передней панели) и по 2 выхода, при этом передний вход и задние, с 1 по 4, поддерживают видео формата Ultra HD с частотой 60 кадров в секунду.Другой инновацией стала совместимость моделей TX-NR737 и TX-NR838 со стандартом HDCP 2.2 на входах HDMI 3 и Main Out. Это даст возможность воспроизводить видеоконтент Ultra HD с защитой от копирования, а также другие видео премиум-класса. (Ресиверы, не имеющие поддержки HDCP 2.2, могут воспроизводить такие файлы только в стандартном разрешении 480i/576i).Видеоматериал низкого разрешения, переданный со старых игровых консолей, DVD или медиапроигрывателей, масштабируется при помощи технологии Qdeo в зависимости от подключенного экрана до формата Full HD или 4К. Воспроизведение на втором экране.Если акустика установлена в двух комнатах, вторую зону также можно задействовать при помощи TX-NR838. Но это еще не все: появилась возможность через порт HDMI Sub Out передавать видео высокого разрешения (1080p) на второй экран. Достаточно подключить медиапроигрыватель к ресиверу, дать команду о включении второго экрана – и можно наслаждаться! А учитывая то, что теперь дистанционное управление ресивером TX-NR838 возможно и со смартфона, уютному киновечеру – в любой комнате – ничто не помешает.Тех, кто пользуется проектором, обязательно порадует дополнительный HDMI-выход модели TX-NR737. Возможности подключения ресивера TX-NR838 еще шире: здесь имеются 7.2-канальные выходы на предусилитель, пять цифровых аудиовходов, 12-вольтный триггерный выход для зоны 2.Беспроводная потоковая передача аудиоконтента высокого разрешения.Оба сетевых AV-ресивера способны выполнить практически любое желание, связанное с передачей и воспроизведением музыки, причем в наилучшем качестве. Поддержка Wi-Fi и DLNA-совместимость помогают осуществлять потоковую передачу аудио высокого разрешения с компьютера или медиасервера. Здесь также можно задействовать приложение для смартфонов, что облегчит поиск и выбор нужного трека, управление воспроизведением. Естественно, возможно и прямое обращение к музыкальным библиотекам, хранящимся на мобильных устройствах: достаточно воспользоваться WLAN или Bluetooth 2.1 +EDR и из приложения запустить поток на ресивер. Список поддерживаемых форматов весьма объемный, среди прочих в него входят DSD 5,6 МГц, Dolby TrueHD, бесшовный FLAC 192 кГц / 24 бит, а также WAV.Тот, кто ищет новое вдохновение в новой музыке, порадуется широкому выбору интернет-сервисов, поддерживаемых обеими моделями. Среди прочих, это Deezer (музыкальный сервис, доступный в 128 странах с библиотекой в 30 миллионов композиций), AUPEO! и TuneIn Radio. Фирменное приложение Onkyo снова сможет облегчить выбор композиции и управление функциями.Интуитивно понятное управление.Практичное накладывающееся экранное меню позволяет быстро и просто произвести необходимые настройки аудио или видео, не прерывая воспроизведение. Технология InstaPrevue может вывести на экран окошки предпросмотра, отражающие текущее содержание всех подключенных устройств. Разработанное Onkyo приложение для дистанционного управления обеспечивает удобное управление аудио- и видеоконтентом в обеих зонах, а также поддерживает множество функций потоковой передачи данных.Вывод: мощность и многогранность, которые Вы давно искали.Оба новых AV-ресивера среднего класса способны дать любителям домашнего кино значительно больше, чем возможность запуска видеоигр или просмотра фильмов на высочайшем, современном уровне качества. Использование новейших технологий и многолетнего опыта разработки Hi-Fi-систем позволили максимально приблизить качество друхканального воспроизведения к качеству специализированных стереоустройств. Будь то потоковое воспроизведение плей-листов со Spotify через смартфон или наслаждение теплыми звуками винила, или погружение в мир блокбастера с Blu-ray-диска – оба ресивера превзойдут самые смелые ожидания.Автор русского текста: Ольга Буракова, специально для ОнкиоПо материалам сайта: Onkyo | “Emotion. Delivered.”: Onkyo stellt die aktuelle Generation seiner Mittelklasse-AV-Receiver vor
Pro-Ject 1 XPRESSION-III CLASSIC SP OLIVE PI MC1 виниловый проигрыватель
Pro-Ject 1 XPRESSION-III CLASSIC SP OLIVE PI MC1 виниловый проигрыватель Эффективная длина тонарма 8,6" (218,5 мм)Эффективная масса тонарма 8,7 гр,Высота тонарма 18,5 ммПодключение усилителя MM,Скорость 33/45 оборотов, 78 оборотов - опцияСоотношение сигнал/шум-70 дБ,Диск (вес / диаметр) 1,65 кг / 300 ммБалансировочный противовес 7 - 12 г,Балансировочный противовес (опция) 4 - 7 г
Домашние кинотеатры
Демонстрационный зал: выбор комплекта HI-FI аудиосистемы домашних кинотеатров
http://regzamm.ya.ru/rss/posts.xml просмотрен 93 раза
Вернуться в раздел: Блоги ya.ru
Реклама
Каталог RSS новостей:
Авто/мото/вело Администрации Безопасность Бизнес, финансы Благотворительность Блоги @Mail.Ru Блоги blogspot.com Блоги intwayblog.net Блоги wordpress.com Блоги ya.ru Блоги блог.ру Блоги, дневники Веб-разработка Города, регионы Деньги Дизайн Дневники LiveInternet Дневники@Diary.ru Дом, семья Женщинам Живой журнал Животные Законодательство Записи Twitter Знакомства Игры, игрушки Интернет Каталоги Кино, видео Компании Компьютеры Консультации Красота, здоровье Кредиты Кулинария Культура, искусство Литература Медицина Мобильная техника Мобильный контент Мода, стиль Мужчинам Музыка Недвижимость Новости Образование, наука Общество Объявления Оптимизация Отдых, туризм Подкасты Политика Порталы Пресс-релизы Природа, экология Программы Происшествия Промышленность Работа Радио, телевидение Развлечения Рамблер-Планета Реклама Религия Рукоделие СМИ, периодика Связь События Спорт Стена Facebook Страхование Строительство, ремонт Техника Технологии Товары, услуги Торговля Транспорт Файлы Форекс Форумы, сообщества Фото Электроника Юмор